Герои

Лунин Николай Аксандрович

 

Лунин Николай Александрович  (1907 — 1970) — командир подводной лодки Щ-421, позднее — К-21, контр-адмирал, в годы Великой Отечественной войны имел звание капитана 3-го ранга, Герой Советского Союза.

Родился в Одессе в семье служащего в 1970 году. Детство и подростковые годы провел в Мариуполе. Жил недалеко от Морвокзала. Учился в школе №31. После окончания школы стал работать камбузником, юнгой, матросом на судах портфлота. После семилетки в 1925 году уезжает в Ростов-на-Дону учиться в морском политехникуме (ныне — Мореходное училище имени Седова). Ходил на баркентине «Вега».

Когда началась Великая Отечественная война, Лунин командовал (с 1940 года) подводной лодкой «Щ-421» серии X типа «Щука» на Северном флоте. Под командованием капитана 3-го ранга Лунина «Щ-421», согласно его заявлениям, потопила семь кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 49 тыс. тонн. Однако подтверждённым документально является потопление только одного парохода: 5 февраля 1942 года «Щ-421» потопила немецкий пароход «Консул Шульте» (2975 брт). В начале апреля 1942 года «Щ-421» была награждена орденом Красного Знамени. Тогда же Лунину было присвоено звание Героя Советского Союза.

28 февраля 1942 года Лунин получает новое назначение и становится командиром подводного крейсера «К-21».

3 апреля 1943 года К-21 под командованием Лунина вышла в девятый боевой поход. 4 апреля подлодка выставила минное заграждение. 9 апреля была произведена атака миноносца шеститорпедным залпом, в подлодке слышали 2-3 взрыва, непосредственно гибель корабля не наблюдалась; в послевоенное время результативность данной атаки подтверждена не была. 12 апреля подлодка западнее острова Сенья обнаружила мачты мотоботов. Лунин принял решение всплыть и дать бой в надводном положении. Лодка всплыла вблизи целой флотилии норвежских невооруженных рыболовных мотоботов, занятых промыслом (данный район, называемый Свенсгрунн, богат рыбой). Норвежские рыбаки, подняв флаг, обозначили свою национальную принадлежность, что, тем не менее, не заставило Лунина отказаться от атаки. Первым было атаковано судно «Хавегга» с экипажем из 7 человек; в результате обстрела огнём артиллерии и стрелкового оружия были убиты трое и ранено ещё трое норвежских рыбаков, а судно было серьёзно повреждено. Далее был атакован мотобот «Барен», пытавшийся покинуть район боя; К-21 ограничилась очередью из пулемёта и сигналом, который норвежские рыбаки проинтерпретировали как запрет на отход к берегу. Следующей жертвой К-21 стал мотобот «Эйстейн», атакованный с расстояния 100 метров (рыбаки посчитали, что лодка подошла, чтобы попросить свежей рыбы). Мотобот был сильно повреждён артиллерийским огнём с близкой дистанции, пять рыбаков погибли, один был ранен. Экипаж ещё одного мотобота, «Скрейн», в составе 7 человек угрозой оружия заставили перейти в подлодку. Последним был атакован мотобот «Фрейя», который в результате полученных повреждений затонул (погиб один и был ранен ещё один человек). При атаке мотоботов, помимо артиллерии, применялось также стрелковое оружие (ручной пулемёт ДП, винтовки, пистолет-пулемёт ППШ, револьвер Наган), причём Лунин лично стрелял по рыбакам из ручного оружия. В ходе боя, волной был смыт за борт лодки краснофлотец А. Лабутин, подносивший снаряды к орудию. Командир лодки не принял всех необходимых мер для его спасения, посчитав утонувшим. Лабутина подобрал мотобот «Барен» и доставил в норвежский посёлок, где он был передан немецким оккупационным властям и помещён ими в концлагерь. В 1944 году ему удалось бежать, пробраться в Швецию и оттуда — в СССР. Норвежские рыбаки были доставлены в Мурманск; после войны четверо из них вернулись в Норвегию, трое погибли в советских лагерях. Действия Лунина против мотоботов не были одобрены командованием, но никакого наказания он не понёс. По итогам боя Лунин заявил о потоплении четырёх мотоботов, по норвежским данным, был потоплен один мотобот и три серьёзно повреждены.

В конце 1943 года Лунин был назначен командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. В марте 1944 года он направляется на учёбу в Военно-морской академии, которую оканчивает в 1946 году в звании контр-адмирала.

После войны командовал соединениями подводных кораблей, стал кандидатом военных наук.

В 1946—1950 годах был начальником штаба учебной бригады подводных лодок, командиром учебного дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ. Потом проходил службу в госприёмке:

в 1950—1951 годах — уполномоченным по подводным кораблям группы Постоянной комиссии Госприёмки в Ленинграде;
в 1951—1956 годах — уполномоченым Балтийской группы Управления госприёмки кораблей ВМФ.
С мая 1956 года по январь 1957 года Н. А. Лунин — командир отдельной бригады подводных лодок Северного флота, потом в 1958—1961 годахзанимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ, начальника 9-го управления данного института. С апреля 1962 года контр-адмирал Н. А. Лунин — в запасе.

Весной 1962 года по состоянию здоровья ушёл в отставку, но по-прежнему ходил на судах в Арктику и Антарктику капитаном дальнего плавания.

В 1967 году он в последний раз побывал в Мариуполе.

17 ноября 1970 года Н. А. Лунин скончался. Похоронен с воинскими почестями на Богословском кладбище в Ленинграде.

 

 


Котельников Виктор Николаевич

Котельников Виктор Николаевич (3 октября 1908 — 7 февраля 1943) — советский подводник, командир гвардейской подводной лодки К-22.

Штурман Виктор  Котельников пришел на флот по путевке комсомола и был направлен в военно-морское  училище. Училище имени Фрунзе окончил в  1931 году. Год плавал штурманом на «барсе», а затем получил назначение  на «Д-1». В сентябре 1933 года в Мурманск вместе с другими кораблями прибыла подводная лодка «Красногвардеец» («Д-3»). По только что вошедшему в строй Беломорско-Балтийскому каналу ее провел штурман Котельников. Затем на этой же лодке Виктор Николаевич ходил сначала старшим помощником, а с конца 1937 года — командиром.

Как одного из самых подготовленных командиров, в мае 1941 года В. Котельникова назначили на только что построенный подводный крейсер «К-22». Начало ВОв застало лодку в Кронштадте. В августе последовал приказ «К-22» перейти в состав Северного флота, а в октябре лодка пришвартовалась в Полярном, вступив в состав 1 дивизиона подводных лодок.

8 января 1942 года подводная лодка под командованием Котельникова одержала блестящую победу: в Танафьорде она потопила два транспорта противника и сторожевой корабль.

Под командованием гвардии капитана 2 ранга В. Котельникова гвардейская «К-22» выходила в море еще два раза. Затем Виктор Николаевич стал командиром дивизиона подводных лодок.

3 февраля 1943 года «К-22» вышла в совместный с «К-3» боевой поход. На гвардейской «К-22», командиром которой был назначен капитан 3 ранга В.Ф. Кульбакин, шел командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга В.Н. Котельников. До 7 февраля лодки действовали совместно, а затем в начавшийся сильный шторм связь была потеряна. Потопив 2 транспорта, «К-3» 14 февраля возвратилась в базу. Но победы не радовали в эти дни моряков бригады. Всех тревожила судьба боевых друзей-гвардейцев с «К-22». Вышли все сроки ожидания, и североморцы вынуждены были смириться с мыслью о том, что этот боевой поход для «К-22» оказался последним. Предположительно, лодка погибла 7 февраля 1943 года в районе мыса Харбакен, вероятнее всего в результате аварии. Вместе с героическим экипажем погиб замечательный подводник гвардии капитан 1 ранга Виктор Николаевич Котельников.

 


Колышкин Иван Александрович

Колышкин Иван Александрович  (21 августа 1902 — 18 сентября 1970) — первый из советских моряков-подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза.

Родился 21 августа 1902 года в деревне Крутец (Ярославская обл.) в крестьянской семье. С 1919 года работал на речном транспорте матросом, кочегаром парохода,     помощником шкипера баржи.

В Военно-Морском Флоте с 1924 года.

Участник Великой Отечественной войны с первого её дня.  По советским источникам, с начала войны по январь 1942 года подводные лодки дивизиона под командованием капитана 2-го ранга Колышкина И. А. потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года за успешное командование вверенным дивизионом и проявленные мужество и героизм Колышкину И.А. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он стал первым Героем не только на подплаве Северного флота, но и первым из моряков-подводников, награждённых во время ВОв «Золотой Звездой».

С 1943 года и до конца войны Колышкин — командир бригады подводных лодок Северного флота. В 1944 году ему присвоено воинское звание «контр-адмирал». Под его командованием бригада 24 июля 1943 года была награждена орденом Красного Знамени, став первым в советском ВМФ Краснознамённым соединением подводных лодок. А 3 ноября 1944 года она была награждена орденом Ушакова 1-й степени, и стала первым, и до сих пор единственным, дважды орденоносным соединением подводных лодок в отечественном Военно-Морском флоте.

В 1950 году контр-адмирал И. А. Колышкин окончил Военную академию Генерального штаба. Был начальником Высшего военно-морского училища. С 1959 года — в отставке.  Награждён двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Красной Звезды, медалями.


Душенов Константин Иванович

 

Душенов Константин Иванович (9 августа 1895 — 4 февраля 1940) — первый командующий Северным флотом, флагман 1-го ранга. 

Служил матросом на крейсере «Аврора». В мае 1917 года избран секретарём судового комитета крейсера. Доставлял арестованных министров Временного правительства в Петропавловскую крепость. Во время Гражданской войны служил в управлениях Волжско-Каспийской флотилии, Астраханского и Саратовского портов. В 1920 -1924 годах — командир Севастопольского и Каспийского военно-морских портов.

В 1928 году окончил Военно-морскую академию, в 1930 году назначен её начальником и комиссаром. Командовал учебным судном «Комсомолец».

В ноябре 1930 года назначен начальником штаба Морских сил Чёрного моря, в марте 1935 года — командующим Северной военной флотилией, в 1937 году, после её переформирования — командующим Северным флотом (до 1938)

22 мая 1938 года арестован. Значится в «сталинских списках» на 16 января 1940 года. 3 февраля 1940 года приговорён к смертной казни. Расстрелян на следующий день.

12 августа 1965 года Константину Ивановичу Душенову присвоено звание Почетный гражданин города Североморска. Его имя носит СШ № 10, названы улицы в Североморске, Полярном и Гаджиево.

В честь К. И. Душенова назван большой автономный траулер БАТ «Константин Душенов».

Сын — Юрий Константинович Душенов, прошёл войну танкистом, после чего стал моряком; в отставку вышел инженер-капитаном первого ранга. Много лет был старшим преподавателем высшего военно-морского инженерного училища имени В. И. Ленина.


 Гаджиев Магомет Имадутдинович

Гаджиев Магомет Имадутдинович (20 декабря 1907 — 12 мая 1942) — командир дивизиона подводных лодок, Герой Советского Союза.

23 октября 2012 года исполнилось 70 лет со дня присвоения Магомету Гаджиеву посмертно звания Героя Советского Союза.
Родился Магомет Гаджиев в ауле Мегеб Гунибского округа Дагестана. В 1925 году — по комсомольской путевке он поехал учиться в Ленинград — в ВМУ им. М.В. Фрунзе.  Первым назначением Гаджиева в 1931 году был Черноморский флот, первая должность — минер на подводной лодке «Коммунист». В числе лучших офицеров в 1937 г. он получает новое назначение — командир «Малютки» на Тихоокеанском  флоте.
Первую награду — орден Ленина, за выполнение спецзадания, командир одной из лучших лодок в соединении, Магомет Гаджиев получил из рук М.И. Калинина.
В апреле 1936 г. перспективный офицер получает новое назначение — командир подводной лодки «Щ-117» — все свои силы и опыт Магомет отдает новому экипажу.
Новой ступенью для моряка стало поступление в августе 1937 г. в Военно-Морскую академию, но уже в сентябре 1939 г. его отозвали. Путь лежал в далекий Полярный — молодому Северному флоту были необходимы квалифицированные кадры. 3 октября 1940 г. Магомет Гаджиев был назначен командиром первого дивизиона крейсерских подводных лодок Северного флота.
Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала от моряков-североморцев мобилизации всех сил и способностей. Гаджиев был постоянно в море на лодках своего дивизиона — атаки, в которых он участвовал лично, отличались внезапностью, стремительностью и оригинальностью маневра.
На личном боевом счету Гаджиева было 10 потопленных вражеских кораблей, а всего под его командованием дивизион уничтожил 27 кораблей противника.
Погиб Магомет Имадутдинович 12 мая 1942 года — вместе с экипажем подводной лодки «К-23», на которой он находился в очередном походе. Всего лишь одиннадцать месяцев воевал Гаджиев. За этот короткий срок он прославил Северный флот, его базу — Полярный и свою маленькую республику.


Агафонов Семён Михайлович

Агафонов Семён Михайлович (31 августа 1917 — 1 января 1977) — командир отделения 181-го особого разведывательного  отряда  Северного флота, Герой Советского Союза.

Родился 31 августа (13 сентября) 1917 года в деревне Пушлахта Онежского уезда Архангельской губернии (ныне Приморского района Архангельской области) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Образование 9 классов.

В Военно-Морском Флоте с 1938 года.

С 1941 года на фронте. Воевал на Северном флоте в составе легендарного разведотряда В. Н. Леонова.

Особо отличился в ходе Петсамо-Киркенесской операции. В ночь на 12 октября 1944 года в боях при освобождении населённого пункта Лиинахамари на подступах к городу Петсамо (ныне посёлок городского типа Печенга Мурманской области) командир отделения 181-го особого разведотряда Северного флота старшина 1-й статьи Агафонов С. М., вместе с отрядом участвовал в стремительной атаке батареи противника на мысе Крестовом. Один из первых в подразделении он ворвался на батарею, захватил орудие и открыл из него огонь по противнику. В тяжёлых условиях отряд овладел позицией противника, что способствовало прорыву катеров с десантом в залив Петсамовуоно (Печенгский залив) и захвату населённого пункта Лиинахамари.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшине 1-й статьи Агафонову Семёну Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5066).

По завершении разгрома фашистской Германии война для фронтового разведчика С. М. Агафонова продолжилась на Дальнем Востоке. В период советско-японской войны в августе 1945 года он воевал в 140-м отдельном разведотряде особого назначения Тихоокеанского флота, высаживался с десантами в порты Юки (Унги), Расин (Наджин), Сейсин (Чхонджин).

В 1948 году С. М. Агафонов демобилизован. Жил в Крыму — в городе Евпатории. Работал на заводе. Скончался 1 января 1977 года.


 

Сафонов Борис Феоктистович

Борис Феоктистович Сафонов (13  августа 1915 — 30 мая 1942) — советский лётчик, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны, лучший советский лётчик-истребитель 1941—1942 годов.

Борис Сафонов родился 13 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии.

Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов направился учиться в Качинскую 1-ю военную школу лётчиковим. А. Ф. Мясникова, затем после её окончания в ноябре 1934 года — лётчиком в 7-юотдельную авиационную эскадрилью им. Дзержинского 2-й авиабригады Белорусского военного округа (позднее — 106-я истребительная авиаэскадрилья им. Дзержинского, а затем15-й истребительный авиаполк им. Ф. Э. Дзержинского). Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север и в конце декабря 1939 года в составе 2-й авиаэскадрильи 15-го ИАП прибыл на Северный флот. Эскадрилья вошла в состав недавно сформированного 72-го смешанного авиационного полка ВВС СФ, где молодой лейтенант Сафонов был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис.
72-й смешанный авиаполк ВВС СФ, в том числе и его 1-я эскадрилья в которой служилБ. Ф. Сафонов, принимал активное участие в боях на Петсамском направлении, совершая налёты на вражеские объекты в ходе Советско-финской войны 1939—1940 годов. В основном боевые вылеты носили характер воздушной разведки в связи́ с практически полным отсутствием финских ВВС и ПВО в данном регионе.
29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны он отличился в воздушных боях с Люфтваффе. К началу января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 8 ноября 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь. 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Через месяц командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащенный британскими самолётами Hawker Hurricane. 15 января 1942 года Б. Ф. Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года четырём лётчикам-североморцам (и среди них Б. Ф. Сафонову) за сотрудничество в рамкахоперации «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *